XVII Летняя школа

2021-06-27_14-57-49.png

Информация о Летней школе

 

Публикация статей

img 3

Если у Вас есть вопросы по публикации в электронном журнале "Теория и практика психоанализа", пишите на почту

filatov_filipp@mail.ru

 

Для того, чтобы предварительно ознакомиться с требованиями к статьям, посетите раздел "Авторам".

Решетников М.М. Духовные лидеры новой эпохи

Решетников М.М.

 

Духовные лидеры новой эпохи

Аннотация. Автор анализирует современное состояние духовного лидерства и то, как оно представлено в наиболее популярных СМИ, а также обращается к наследию интеллектуалов, заложивших основы демократии и либеральной модели развития экономики и общества. Обобщаются вопросы идеологии и парадигмального сдвига в формировании новых идей и образа будущего, а также указывается на ряд специфических маркеров современной эпохи.

Ключевые слова: духовное лидерство, идеология, демократия, демократизм, социальные маркеры современности.

Abstract. The author analyzes the current state of spiritual leadership and how it is presented in the most popular media, and also refers to the heritage of intellectuals who laid the foundations of democracy and liberal model of economic and social development. The questions of ideology and paradigm shift in the formation of new ideas and the image of the future are generalized, and a number of specific markers of the modern era are pointed out.

Key words: spiritual leadership, ideology, democracy, democratizm, social markers of modernity.

 

 2021 06 02 00 26 24

  1. Печальный итог попытки самообразования

 

Открыл рейтинговый список 100 самых влиятельных духовных лидеров современности (Британский журнал Watkins, 2012). На первом месте Далай-лама, из остальных 99 знаю только троих: Пауло Куэльо, Питера Рассела и Станислава Грофа. Имена остальных не говорят ни о чем. Нашел в Интернете раздел «Духовные лидеры прошлого». Оказывается, что в политике – это Черчиль, Рузвельт, Мандела и Тэтчер; в бизнесе – Рокфеллер, Форд и (наш современник) Джобс; в культуре – художник Энди Уорхол, Джон Леннон и Майкл Джексон; а на военном поприще – Александр Македонский и Наполеон. Хотелось бы сделать комментарий, но – нет слов!

 

  1. Когда это началось?

 

Еще в 1960-е годы Виктор Франкл констатировал распространение в самых широких слоях населения утраты смысла жизни. Согласно приведённой им статистике, при этом возрастает уровень депрессивности, наркоманий, алкоголизма и агрессивности. Как известно, на протяжении последующих десятилетий этот прогноз подтверждался и становился все более удручающим.

В процессе протяженной дискуссии питерских ученых (в начале 2000-х), ее участники пришли к выводу, что смыслы жизни не находятся, а привносятся – выдающимися мыслителями, такими как Вольтер, Дидро, Руссо, Локк, Гоббс [1] или даже Маркс и Ганди. Кроме того, коллегами было обосновано, что смыслы появляются только тогда, когда у каждого конкретного человека есть какая-то благая или даже иллюзорная цель, которая выходит далеко за рамки его повседневного существования и объединяет его с другими людьми. Есть ли у нас, как у Человечества, или хотя бы как у граждан конкретной страны такие идеи и цели? Неужели мы все пришли в этот мир только для того, чтобы вдоволь поесть, сделать модную прическу или тату, заработать на новые джинсы или новый смартфон, новую квартиру, машину или дачу? Есть ли где-то выдающиеся мыслители современности, идеи которых способны объединить нас всех?

 

  1. Куда ведет идеологический вакуум?

 

Понятие идеологии сейчас стало некой табуированной темой. И некоторые считают, что сейчас нет никакой идеологии. Это не так (к этому тезису мы еще вернемся). Но вначале о роли идеологии. Во-первых, у любой идеологии есть две главных функции: 1) она должна быть объяснительной системой, направленной на сглаживание всегда существовавших социальных противоречий; 2) она должна придавать смыслы повседневному бытию и объединять этими смыслами всех граждан хотя бы в рамках отдельной страны. Такая идеология была у советских людей – безусловно, иллюзорная и последовательно дискредитированная в процессе коммунистического строительства, но была! Сейчас, казалось бы, нет такой идеологии. Советская модель была одномоментно отменена в 1991. И ничего взамен, кроме краткосрочной иллюзии присоединения к якобы благоухающему (а на поверку оказалось – дурно пахнущему) Западу. Эта мощнейшая общенациональная психическая травма – травма утраты смыслов и веры до сих пор не осознанна и не отрефлексирована. Только психиатры в 1992 зафиксировали пик частоты суицидов в России – 46,1 на 100 тыс. населения, который затем постепенно снижался, и к 2012 составил 22,4 [5]. Существует множество исследований, где анализируется связь уровня суицидов с экологическими и экономическими факторами, национальными традициями и особенностями, чего нельзя сказать о социально-психологических факторах и смыслах бытия, которые давно отсутствуют в программах и платформах практически всех партий. Точнее было бы сказать, что вопрос о смыслах бытия превратился в маргинальный, который стало неприлично даже предлагать для обсуждения.

В настоящее время большинство социологов и даже политиков констатируют, что противоречия в обществе, расслоение по материальному статусу и духовным основам («скрепам») единства общества нарастают. В целом, нужно признать, что такие процессы характерны не только для России, а для всего мира, где постепенно все большую популярность набирают идеи справедливости и борьбы с несправедливостью. Фактически же эта борьба ведется против новой – никем не провозглашенной, но активно действующей идеологии – предельно извращенной либеральной идеи. Если сформулировать ее смысл предельно кратко – это безудержная конкуренция, борьба всех против всех, сакрализация материального успеха и товарный фетишизм. Великие гуманисты ужаснулись бы такому итогу частного предпринимательства, свободной конкуренции и демократии, все более явно трансформирующейся в демократизм. Демократические принципы подменены правилами, которые диктуют несколько самых сильных игроков современной политической сцены. А в последние десятилетия не только граждане, а целые страны и народы присутствуют при этом в качестве статистов.

  1. Никем не замеченное событие

 

В 1960-е произошло еще одно никем не замеченное событие. До середины ХХ века все развитие человечества шло по пути гуманизации межличностных и межгосударственных отношений в соответствии с идеями, провозглашенными выдающимися мыслителями – уже упомянутыми во втором разделе и другими. При этом никто из этих мыслителей не занимал никаких высоких постов – они не были министрами, царями, королями или президентами, но министры, монархи и президенты прислушивались к их идеям, принимали их идеи и реализовали их в своей политике. И вдруг, в середине ХХ века происходит качественный сдвиг: право провозглашать новые идеи от выдающихся мыслителей переходит исключительно к первым лицам экономически мощных государств, которые вовсе не обязаны быть выдающимися мыслителями, и обычно принадлежат к личностям лидерского (агрессивного) типа. Они достигают своих высоких положений в результате непримиримого политического соперничества и борьбы, и сохраняют установку именно на такой тип поведения и именно на такой тип межличностных и межгосударственных отношений. Куда ведут и куда приведут нас эти лидеры современности?

 

  1. Что мы имеем в итоге?

 

Только перечислим несколько основных маркеров современной эпохи. Нарастающий социальный пессимизм и погружение в мир фантазий и иллюзий, что особенно ярко демонстрирует современный кинематограф. Неопределенность будущего – нет никаких социальных проектов, которые могли бы объединять социум и его обращенность в общее будущее. Развитые страны стали жить богаче и комфортнее, но не осмысленнее. В целом, забота политических и государственных лидеров о том, чтобы все были накормлены и согреты, мало отличаются от задач, решаемых в животноводстве. Активно пропагандируемый на всех уровнях лозунг политкорректности последовательно маскирует качественно иной социальный феномен – дефицит социальной ответственности большинства политических лидеров. Мы, почти как в нашем недавнем прошлом, говорим одно, думаем другое и делаем третье.

Всеобщий ориентир прошлых веков – образованность и культура, как основа общественного признания, сменился стремлением к материальному успеху, при минимизации моральных принципов его достижения (практически во всех сферах, включая науку). Как справедливо отмечал В.Ф. Петренко: ««На смену творцам и мыслителям, занятым служением науке, приходя/т «специалисты» и профессионалы, имя которым – легион, занятые обслуживанием клиента» [3, с. 48]. Мы боимся ответить на основной вопрос современности: «Что происходит?», - потому что знаем ответ: «Культурная и нравственная деградация».

Не будем затрагивать вопросы выживания стран и народов в условиях глобального изменения климата, так как это отдельная, самостоятельная и самая трагическая тема, где этическая составляющая будет постепенно выхолащиваться, а ряд оставшихся за пределами академической науки сущностей человека проявятся в их первозданном виде.  

Мы боимся осознавать бессмысленность технического прогресса и экономического роста в том виде, как они есть, и в том направлении, в котором они идут. Куда мы идем? И зачем? Есть хоть какой-то осмысленный образ будущего?

Как уже отмечалось, смыслы человеческого бытия стали исчезающей категорией как обыденного, так и научного знания. Мы долго надеялись, что после технократического и прославившегося двумя мировыми войнами ХХ века придет более наполненный гуманитарными идеями XXI, но ожидаемого преобразования человека разумного в человека мудрого не произошло.

 

Литература

 

  1. Зубанова Л.В. Духовное лидерство в социокультурном пространстве современной России. Автореферат дисс. … д-ра культурологии. – Челябинск, 2009. – 43 с.
  2. Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIII века. – М.: Академический проект, – 544 с.
  3. Петренко В.Ф. От семантики образа к идеям конструктивизма // Многомерное сознание: Психосемантическая парадигма. – М.: Новый хронограф, 2010. – С. 427-438.
  4. Решетников М.М. Интолерантность и терроризм в Европе // Идея ненасилия в XXI веке // Сборник научных докладов. – Пермь: ПГУ, 2006. – С. 226-273.
  5. Решетников М.М. Психическое здоровье населения в свете современных тенденций // Неврологический вестник. – 2013. – Т. XLV. Вып. 3. – С. 71-77.
  6. Фрейд З. Почему война. Переписка с Альбертом Эйнштейном, сентябрь 1932 / В кн. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – Москва, 1992. – С. 325-337.
  7. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. – Сибирское университетское издательство, 2019. – 95 с.
  8. Reshetnikov M.M. Methodological Approaches to the Psychological Analysis of Ethnic Conflicts and Ideas of Anti-Russiasm: Trauma and Trans-Generation Transmission - Psychology Research. Vol. 7, # 9 (2017). – Pp. 481-488.
  9. Reshetnikov M.M. Fighting Terrorism by Exterminating Terrorists is Like Scooping the Flood with a Spoon. J. Research & Reviews: Journal of Social Science, 2017, V. 3, Issue 2, - pp. 107-112.
  10. Volkan V. Traumatized Societies // In: Violence and Dialogue? Psychoanalytic Insight on Terror and Terrorism. — London, International Psychoanalytic Association. — 2003. — P. 2017-237.

О журнале

Электронный журнал "Теория и практика психоанализа" - современное научно-аналитическое издание, освещающее широкий спектр вопросов психоанатической теории и практики и публикующее актуальные научные и научно-практические материалы: от статей классиков и уникальных архивных материалов до новейших разработок и исследований. Приглашаем к публикации и сотрудничеству. 


ecpp-journal.ru
Редакция расположена в Ростове-на-Дону
filatov_filipp@mail.ru
 Рабочее время: понедельник-пятница, 10.00 - 19.00